В подъемах груза, тяжелых предметов даже на небольшие высоты была необходимость еще с древних времен. Начиналось это все с тех времен, когда египтяне строили всемирно известные пирамиды, римляне собирали будущее произведение архитектуры, Колизей, а китайцы строили самую протяженную Великую Китайскую стену и т.д.
Безусловно, в таких случаях просто было невозможным обойтись без специальных подъемных конструкций. Но в данном случае не будет идти речь о древних способах подъема, а скорее наоборот. И нет, речь не о кранах, погрузочных машинах и другом.
Наши предки придумали особый механизм, который носит название «полиспаст», который и по сей день часто используется в строительных работах. Стоит разобраться в устройстве, принципах работы и видах полиспаста подробнее.
Что такое полиспаст?
Полиспаст – это механизм, состоящий из нескольких блоков с канатной (тросовой) передачей. Функция данного устройства – упрощение и ускорение подъема груза любой тяжести. Начали они использоваться еще в давнем прошлом для создания крепостей, крупных сооружений и зданий.
Где чаще всего используют полиспаст?
На сегодняшний день данный механизм используется в качестве составного элемента всей подъемной конструкции, а именно любых видов строительного крана. Однако применяется полиспаст так же в качестве самостоятельного механизма для относительно небольших работ в помещениях и т.д. Данный механизм предназначен в основном для применения на стройках, складах и производственных помещениях, для спасательных работ и логистики товаров.
Иные сферы использования полиспаста также разнородные:
- Натяжение проводов электростанций, линий связи, несущих провода разных конструкций;
- Подъем и перемещение огромных объектов, в том числе, например, и машин на дороге;
- Использование механизма в таком активном отдыхе, как альпинизм, туризм и т.д.;
- Поддержка непрерывного давления на опоры при подъеме и спуске крупных предметов.
Подробности
Каков принцип работы полиспаста?
Основная функция полиспаста – это облегчить подъем груза с наименьшим использованием усилий. Данный механизм можно сравнить с действием рычага, но вместо него применяется канат.
Самым базовым примером может послужить полиспаст, состоящий из одного блока и троса. В этом случае закрепление ролика происходит над предметом, это может быть балка или потолок и т.д. В то время, как один конец троса перетягивается через ролик, а приделанный к нему крюк поддевает груз, то за второй конец отвечает человек, который должен тянут его для подъема.
За облегчение в подъеме отвечают такие факторы, как:
- Длина и диаметр троса;
- Количество используемых роликов;
- Материал грузоподъемного троса;
- Наличие и количество смазки на местах натяжения;
- Углы отклонения от плоскости обводных барабанов;
- Скорость движения блоков;
- Общая грузоподъемность конструкции.
Один такой блок поможет вам поднять груз в 2 раза больше, чем бы вы смогли поднять руками. Например, без полиспаста вы поднимаете 45 кг, то благодаря этому устройству вы сможете поднять 90 кг. От увеличения роликов это число будет увеличиваться. Так же и с длиной троса: чем он длиннее, тем легче будет поднять, но дольше.
Если говорить о более сложных конструкциях, то тут можно упомянуть полиспасты, состоящие из 3 и более частей, функционирование которых зависит от определенной последовательности данных элементов.
Какая существует классификация полиспастов?
- классификация по количеству: бывают полиспасты с одним и более роликов;
- классификация по предназначению: бывают скоростные и силовые полиспасты. Первые необходимы для более быстрого подъема груза, но с наименьшим весом, а вторые – для подъема более тяжелого груза, но с наименьшей скоростью;
- классификация по сложности схемы: бывают простые и сложные схемы. В первом случае объединение роликов представлено последовательно одним тросом, а во втором случае – использование двух и более полиспастов. Второй вариант производительнее первого, а именно нацелен на больший результат с наименьшим количеством блоков.
Как закрепляется трос в механизме полиспаста?
Существует лишь два основных способа крепления груза к канату:
- С помощью трех-пяти узлов, которые связаны с репшнурами. Репшнур – это вспомогательные, страхующие тросы с круглым сечением в 5-7 мм;
- С помощью разных зажимов.
Что такое запасовка полиспастов и для чего она необходима?
Под запасовкой подразумевают изменение расположения блоков и их расстояния друг от друга. Может возникнуть момент в необходимости изменения скорости или высоты подъема груза, и именно в такой ситуации вводят в работу запасовку. Существует несколько видов запасовки:
- Однократная запасовка является самой неэффективной. Используется она на стреловых кранах, где крюк вешают за один трос, а впоследствии проводится через каждый шкив и в конце наматывается на барабан.
- Двукратна запасовка используется на балочных кранах со стрелами. Один конец троса прикрепляется к началу стрелы, а другой конец протягивают через обводной барабан через все блоки и в конце наматывается к лебедке.
- Четырехкратная запасовка – это самая мощная и часто используемая запасовка с высокой грузоподъемностью, для которой характерны признаки предыдущих двух видов. В данному случае происходит применение схем по очереди, один за другим, с прикреплением блоков к крюку.
- Переменная запасовка представляет собой дополнение подвижных роликов одной или двумя обоймами.
Такой механизм сильно облегчил не только жизнь и работу наших предков, но и нашу жизнь. Отсутствие полиспаста значительно бы осложнило строительство. Став неотъемлемой частью почти каждого из нас, он потребовал знания о его применении и устройстве, которые должны знать все.